С.А.Гуткевич, к.э.н.
УСЛОВИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ


Объем иностранных инвестиций является одним из показателей, характеризующих степень интеграции страны в мировое сообщество и зависит от привлекательности объекта инвестирования.

Внешнеэкономические операции включают соглашения по импорту-экспорту активов или капитала и по импорту-экспорту товаров и услуг.

Получение иностранных инвестиций, условия их привлечения - это фактор, характеризующий инвестиционную деятельность и способствующий дальнейшему развитию внешнеэкономических связей. Инвестиционная привлекательность определяется субъектами инвестирования по общему инвестиционному климату в стране, условиям проведения внешнеэкономической деятельности, в том числе правовыми, таможенными.

Каждое государство имеет свою систему цен на ресурсы, налоговую политику и законодательную базу, различный уровень развития отраслей и, соответственно, возникают различия в прибыльности субъектов и объектов инвестирования. Импортные и экспортные операции по перемещению капитала связаны также с политической стабильностью и уровнем торговли на международном рынке.

Иностранные инвестиции - долгосрочные вложения капитала зарубежными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики; реализация вывоза предпринимательского капитала в стране-реципиенте.

Иностранные инвестиции - это реализация вывоза предпринимательского капитала в страны-реципиенты. В Законе Украины "О режиме иностранного инвестирования" иностранные инвестиции определяются как ценности, которые вкладываются иностранными инвесторами в объекты инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Украины с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.

Иностранными инвесторами являются субъекты, которые проводят инвестиционную деятельность на территории страны. На современном этапе получение прибыли, как конечной цели процесса инвестирования, способствует привлечению иностранного капитала. Инвесторы изучают национальную экономику страны, ее законодательную систему, ресурсы для определения объекта капиталовложений с более высокой отдачей. Объектами зарубежного инвестирования являются все объекты, инвестирование в которые не запрещено законами Украины.

Проведенные исследования особенностей иностранного инвестирования показали, что иностранные инвестиции имеют положительные и отрицательные характеристики для стран-реципиентов и стран-резидентов, приведенные в таблице 1.

Таблица 1.

Влияние иностранных инвестиций на экономику стран-экспортеров и стран-импортеров

страна-резидент-экспортер

страна-реципиент-импортер

Достоинства

Недостатки

Достоинства

Недостатки

· Рост прибыли инвестиций за счет перераспределения капитала внутри страны в более доходные за границей

· Увеличивается экспорт товаров, оборудования, технологий, что должно стимулировать производственный процесс

· Стимулирует инновационный процесс

· Высокая степень риска

· Снижение темпов отечественного производства

· Миграция рабочей силы

· Замедление темпов экономического роста и развития страны из-за перемещения капитала за границу

· Стимулируют темпы роста национальной экономики

· Поступают современные технологии, техника, оборудование

· Создаются дополнительные рабочие места

· Усиливается конкуренция внутри страны

· Прибыль инвестора — часть ВВП — поступает в страну-резидент, снижая темпы экономического роста страны-реципиента

· Поступают не новые технические средства, технологии

· Опасность демпинга

· Высокая цена

· Сдерживается инновационный процесс

· Оплата труда ниже мирового уровня

· Недостаточная конкурентоспособность приводит к разорению национальных товаропроизводителей

· Снижается роль и значение страны на мировом рынке

Страны-инвесторы получают более высокую среднюю прибыль инвестиций, так как вкладывают их в более прибыльные отрасли за границей, используют там более дешевую квалифицированную рабочую силу, экспортируют туда средства труда, но этим замедляя темпы экономического роста и развития своей страны. Иностранные инвестиции и миграция рабочей силы являются современными формами перемещения трудовых ресурсов и денежных средств. Причиной миграции рабочей силы является уровень заработной платы, на который влияют экономическое развитие страны, ее природные, исторические и национальные особенности, социальные условия. Страна-экспортер капитала способствует миграции рабочей силы из своей страны и создает дополнительные рабочие места в стране-импортере, используя ее дешевый квалифицированный трудовой потенциал.

Поступающие инвестиции первоначально являются толчком для экономического развития страны-импортера, способствуя росту производственных возможностей страны и улучшая ее демографическую обстановку. Поступающие современная техника и технология имеют завышенную цену, так как они не самые новые, достаточно длительный период действующие в стране-экспортере. Используя иностранный капитал, трудно стать лидером на мировом рынке. Иностранные инвестиции, находящиеся под гарантией правительства, используются неэффективно. Страна-реципиент должна иметь четкую государственную политику в отношении поступающих инвестиций.

Анализ инвестиционной деятельности предприятий АПК показал, что инвестиции, получаемые предприятиями, часто используются не на техническое перевооружение развития производства, а на реконструкцию и погашение выбытия основного капитала. Большинство предприятий получают инвестиции для поддержания существующего производства без учета конкурентоспособности продукции, что снижает интенсификацию инвестиционного процесса.

В условиях рыночных отношений на инвестиционный спрос влияют такие факторы, как ставка кредитного процента и норма прибыли.

Зарубежные инвестиции осуществляются в различных формах, но основные - это государственные и частные инвестиции.

Государственные иностранные инвестиции осуществляются в национальных интересах, поэтому получение прибыли не является основной их целью.

Частные инвестиции, включающие прямые, портфельные, кредитные и другие виды, осуществляются собственниками капитала, производящими долгосрочные вложения средств в отрасли экономики.

По соотношению прямых и портфельных инвестиций определяется роль и значение иностранного капитала в экономике страны.

Прямые частные инвестиции представляют вложение в зарубежные предприятия, которые в отличие от портфельных, дают право инвестору контролировать деятельность предприятий с иностранным капиталом, в том числе совместных предприятий.

Портфельные инвестиции поступают в страну путем продажи ценных бумаг через международные финансовые институты, фонды, экспортные агентства, банки. В страну-реципиент предпринимательский капитал поступает в форме ссуд, кредитов, грантов.

Все государственные структуры имеют определенное влияние на процесс привлечения инвестиций из-за рубежа в национальную экономику страны. На региональном уровне в управлении иностранными инвестициями участвуют органы местной администрации. Им делегированы функции социально-экономического развития регионов.

Страны СНГ, в том числе Украина, считали прямые иностранные инвестиции (ПИИ) как основной источник развития в переходный период. Хотя частично ПИИ и играют определенную роль в развитии экономики, но учитывая экономическое положение страны поддержка их незначительная. Именно в связи со значительно менее благоприятным климатом вложения наиболее развитых стран - основных реципиентов капитала в развивающиеся и бывшие социалистические страны - несопоставимо малы.

Так, по данным немецких наблюдателей за семилетний период взнос ПИИ в количественном выражении как в процесс экономического роста, так в финансирование внутренних инвестиций в странах-реципиентах был небольшим. Из общей суммы прямых иностранных инвестиций во всех 26 странах, где проводятся реформы около 40% направлены в Венгрию и 70% - в Восточную и Центральную Европу.

В Украине на душу населения приходится зарубежных инвестиций около 15 долл. США - это последнее место среди всех восточноевропейских стран, в которых проводятся реформы. Так, для сравнения в 1996 году: Венгрия - 1000 долл. США на душу населения, Чехия - 400, Эстония - 320, Польша - 140, Россия - 27.

Иностранные инвестиции неравномерно распределяются по регионам страны. Наиболее приоритетными, с точки зрения анализа политики реформ, являются: Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Киевская, Львовская, Одесская, Харьковская области, а также г.Киев. Больший объем инвестиций поступает в Украину из США, Германии, Англии. Западные инвесторы вкладывают капитал прежде всего в отрасли машиностроения и металлургию.

В отраслевой структуре агропромышленного комплекса Украины иностранные инвестиции направляются в основном не в первичную переработку сельскохозяйственного сырья, то есть не в те предприятия, которые непосредственно связаны с сельским хозяйством, а приоритетной отраслью, получающей больший объем заграничных инвестиций, является пищевая промышленность, имеющая более 20% в общем объеме инвестиций, сельское хозяйство получает в десять раз меньше (2,2%).

Иностранные инвестиции в АПК направляются в основном для развития пищевой промышленности и перерабатывающей.

На основе проведенного анализа инвестиционного процесса нами определены факторы, от которых зависит поступление прямых иностранных инвестиций в Украину. Факторы, влияющие на иностранные инвестиции, можно подразделить на две группы, выделив положительные и отрицательные или преимущества и недостатки инвестиций для зарубежных инвесторов (табл. 2).

Таблица 2.

Факторы, влияющие на прямые иностранные инвестиции

Преимущества для прямых иностранных инвестиций

Препятствия для иностранных инвесторов

· Географическое положение в Европе

· Большое население

· Благоприятные природные условия

· Большой по размерам рынок

· Неразвитая производственная и социальная инфраструктуры

· Высокий уровень образования населения

· Уровень квалификации рабочей силы, в том числе инженерно-технических работников

· Низкий уровень заработной платы

· Социальная незащищенность работников

· Низкий уровень конкуренции в стране

· Отрицательный международный рейтинг Украины

· Отсутствие политической ответственности государства

· Нет стабильности в законодательстве

· Бюрократический аппарат с низким уровнем доходов

· Отсутствие инициативы принятия решения

· Длительный срок рассмотрения документов для регистрации совместных предприятий

· Низкие темпы приватизации

· Отсутствие государственных гарантий для иностранных инвестиций, которые могли бы защитить в суде

· Сложная и дорогостоящая процедура получения въездных виз и пограничный контроль

· Трудности при получении разрешения на трудовую деятельность

· Налоговая система, работа налоговой инспекции (большие налоги и сборы; субъективная интерпретация действующих законов)

· Нарушения договоренностей о встречах с представителями государственных структур или предприятий Украины

· Неразвитый внутренний финансовый рынок

· Недостаточно развитые и дорогие услуги инфраструктуры

"Недостатки" превышают "достоинства", это объясняется нестабильностью инвестиционного процесса в стране, зависящего от многих субъективных факторов.

Географическое положение и природные условия Украины благоприятны для инвесторов, также как большая численность населения и высокий уровень его образования. Часть населения не имеет постоянной работы и стабильного дохода. Низкий уровень заработной платы может иметь и отрицательное значение, так как способствует заинтересованности в получении взяток при проведении экономических мероприятий.

Квалифицированная рабочая сила, социально незащищенная, не востребованная государством, используется зарубежными предпринимателями, так как нуждается в работе. Оплата труда значительно ниже, чем в других экономически стабильных странах.

Неразвитая инфраструктура как производственная, так и социальная с одной стороны является препятствием для западных бизнесменов, с другой стороны - это хороший объект вложения капитала.

Среди причин, определенных аналитическим методом, препятствующих иностранным инвестициям в других странах СНГ характерны нестабильность и неопределенность в законодательстве, особенно непредсказуемые изменения в налогообложении.

Для привлечения зарубежных инвесторов в каждой стране обязательными являются следующие меры:

  • ряд налоговых льгот на прибыль; освобождение от налогов и пошлин материалов, комплектующих изделий, оборудования, ввозимых для развития производства; учет при налогообложении курсовых изменений;
  • введение пятилетней отсрочки для применения положений новых российских законов, ухудшающих условия деятельности иностранных инвесторов;
  • освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость при ввозе товаров, которые являются вкладом иностранного инвестора в уставный капитал в течение срока его формирования, освобождение от вывозной таможенной пошлины товаров собственного производства;
  • замена налогов, сборов и обязательных платежей распределением производственной продукции между инвестором и субъектами;
  • определение основ хозяйственной деятельности свободных экономических зон и предоставление льгот в зонах экспортного производства.

Важным условием привлечения иностранных инвесторов является решение вопроса о собственности на землю.

В Украине иностранные инвесторы руководствуются в своей деятельности более чем 70 нормативными актами разного уровня. Изменения и дополнения, вносимые в действующее законодательство, не улучшают условия инвестиционной деятельности.

Исследование условий привлечения иностранных инвестиций в Украину показало, что иностранным инвесторам очень важно, чтобы в стране-реципиенте были созданы определенные условия для их деятельности. На основе данных проведенного исследования условий поступления иностранных инвестиций нами разработана классификация способов устранения препятствий прямым иностранным инвестициям, объединённых в четыре группы препятствий ПИИ и предлагаются меры их устранения.

Среди мер общего характера к первоочередным относятся:

  • стабильность политической обстановки и доверие правительству;
  • надежность информационного обеспечения;
  • простор действий для частного предпринимательства;
  • адекватное и прогнозируемое налогообложение;
  • правовые гарантии и гарантии выполнения договоров;
  • сокращение роли бюрократического аппарата управления, упрощение процедуры выдачи разрешений;
  • либеральный внешнеторговый режим;
  • возможность пользоваться недорогими услугами инфраструктуры, такими как электроэнергия, вода, телекоммуникации, транспортные дороги, услуги и т.д.;
  • отсутствие контактов с криминальными структурами.

Для устранения препятствий поступлению зарубежных инвестиций правительство пытается улучшить условия для инвесторов. С этой целью принимаются законы, вносятся изменения и дополнения к действующим. Предполагается, что иностранцы будут иметь возможность приобретения права собственности на землю. Также создано Агентство содействия иностранным инвестициям, но без определенных полномочий.

Требуется политика содействия иностранным инвестициям, обязательная для всех государственных учреждений, которая будет способствовать росту доверия инвесторам и улучшению условий для процесса инвестирования.

В сфере содействия поступлению иностранных инвестиций в Украину приоритетными на данном экономическом этапе развития являются следующие вопросы:

  • право собственности на землю;
  • организация работы Агентства содействия иностранным инвестициям, определение его функций;
  • правовое обеспечение;
  • налоговая система снижения сборов.

Как показывает опыт западных стран, поступления иностранных инвестиций должны способствовать развитию экономики страны, оздоровлению платежного баланса за счет текущих операций, технологическому оздоровлению экономики и росту достижений научно-технического прогресса.

Для создания благоприятного инвестиционного климата, его стабилизации необходим длительный период времени, что будет способствовать развитию международного инвестиционного сотрудничества, увеличению притока инвестиций из-за границы и их эффективному использованию.